Первый юбилей Могилевского кадетского училища
Могилевскому областному кадетскому училищу – 10 лет. Время, когда уже можно подводить некоторые итоги и предметно говорить о перспективах. Накануне празднования юбилея корреспонденты «МВ» побывали в училище и узнали о том, чем сегодня живут будущие военные.
8.15. Традиционное утреннее построение. Директор училища, в прошлом офицер Вооруженных Сил, подполковник Андрей Балабанов перед строем поздравляет сразу троих именинников, интересуется имеющимися и исправленными в учебе «хвостами» ребят, после чего следуют команды «Вольно!», «Разойтись!» и кадеты отправляются на уроки…
Судьбы людские
Еще несколько лет назад о кадетской школе говорили не самые приятные вещи. Увы, но это были не пустые разговоры. В 2002 году сюда собрали мальчишек практически из всех детских домов и интернатов области. Детей со сломанными судьбами, с тяжелыми характерами и далекими от идеальных поступками. Некоторые из первых кадетов на тот момент уже имели условную судимость. Говорить о том, что все они в одночасье изменились в новой школе, бессмысленно. Насколько сложно порой приходилось, как никто, могут судить предыдущие директора. Ведь за первые 7 лет существования учреждения в нем сменилось пятеро руководителей!
В 2009 году областное кадетское училище возглавил Андрей Балабанов. С его назначением здесь многое изменилось. Некоторые «реформы» на первый взгляд могут показаться несущественными. На самом деле польза от них большая. И общая. Появился институт классных руководителей, так называемая «кабинетная» система, налажена новая система питания учащихся.
Новый директор также наладил тесное сотрудничество с представителями итальянского проекта «Надежда». Традиционно гости приезжают не с пустыми руками. В прошлые годы ими приобретено 6 комплектов лыж, хороший фотоаппарат. В свой последний визит, состоявшийся буквально на днях, итальянцы подарили коллективу и воспитанникам училища стиральную машину, пылесос, микроволновую печь, утюги и машинки для стрижки.
Но самое главное – благодаря усилиям Андрея Балабанова кадеты перестали, что называется, «вариться в собственном соку». Они принимают участие всегда и во всем: в спортивных соревнованиях, учебных олимпиадах, организуют рождественские балы, проводят различные акции, ухаживают за одинокими и пожилыми людьми, участвуют в конкурсе патриотической песни, а летом отправляются в Чечевичи или Барколабово вкусить настоящей жизни в полевых условиях, в палаточных лагерях.
И всегда рядом с кадетами директор. По словам преподавательского состава, этого человека нельзя причислить к числу «кабинетных начальников». Он знает всех ребят, их жизнь, лично вникает в возникающие проблемы, помогает в их разрешении. Соответственно, со стороны воспитанников появляется доверие, директор пользуется авторитетом, а потому и дисциплину кадеты нарушают все реже. Впрочем, на это у них и времени особо нет. Утром – учеба, днем – занятия спортом, вечером – самоподготовка. Спорту в училище, кстати, уделяется большое внимание. Особой популярностью у кадетов пользуется бокс. Хотя занимаются ребята также баскетболом, футболом, спортивным ориентированием, плаванием, многоборьем, гандболом, спортивной акробатикой, стрельбой, играют в шашки. А результатом их труда являются победы на соревнованиях областного и республиканского уровня, заявка о себе на международных соревнованиях.
Сироты и домашние
До прошлого года в областное кадетское училище принимали только детей-сирот. Сегодня по окончании 7 классов сюда могут подавать документы все желающие мальчишки. И не только из Могилевской области, но и из других регионов республики. В нынешнем году, кстати, конкурс среди поступающих составил 3 человека на место. О чем это свидетельствует? В первую очередь о доверии к учреждению образования, о том, что с каждым годом здесь становится все меньше случайных людей. Ребята начинают задумываться о своем будущем, все чаще решают продолжать обучение. Скажем, в 2009 году из 18 выпускников 12 поступили в вузы, в 2010-м – таковых было 7 из 9. Девять из 20 выпускников нынешнего года также стали студентами. Как правило, бывшие кадеты выбирают военные вузы: институт пограничной службы Республики Беларусь, Военная академия Республики Беларусь, Могилевский колледж МВД, военные факультеты при БГУ и БНТУ. Но и «гражданские» вузы и специальности многие не обходят стороной. Кем захотят стать 116 кадетов, обучающихся сегодня в училище, как всегда, покажет время.
Ни для кого не секрет, что дети-сироты – это своеобразная категория. Переняв принцип известных мушкетеров «один за всех и все – за одного», ребята не дают в обиду «своих». Но и к «чужим» относятся довольно настороженно.
– Много споров и переживаний у преподавателей вызывало в прошлом году решение принимать в кадетское училище не только сирот, но и детей из полных семей, – говорит Андрей Анатольевич. – Однако к чести и воспитателей, и командиров взводов, и учителей глобальных проблем в адаптации не было. Да, споры возникали. Ребята присматривались друг к другу. Но все это уже позади. Новые учащиеся быстро адаптировались и завоевали авторитет у своих одноклассников. Более того, во время осенних каникул многие дети-сироты гостили как раз у своих «домашних» боевых товарищей.
Не «сахар», а школа жизни
Не часто, но, когда выпадает свободная минутка, приходят в кадетское училище его бывшие воспитанники, смотрят на своих «последователей», интересуются изменениями и нововведениями, рассказывают о собственных успехах и, конечно, благодарят за полученные знания. Хотя учеба в кадетском, конечно, не сахар. Строгий режим, дисциплина, постоянный контроль. Каждое нарушение фиксируется в карточке учета поощрений и взысканий кадета. В зависимости от его серьезности может последовать как «официальное» (выговор, строгий выговор, запрет на увольнения), так и «неофициальное» (к примеру, час строевой подготовки или кросс) наказание. Таким образом ребята учатся не совершать плохих поступков и нести ответственность за них. Чем не школа жизни? Понятно, такие «суровые условия и военные законы» могут выдержать далеко не все воспитанники. Некоторые из них после девяти классов уходят в профессионально-технические колледжи и лицеи. Но те, которые остаются, об этом не жалеют никогда. Пример тому – благодарные выпускники, не забывающие дорогу к alma mater и по прошествии 10 лет после ее окончания.
Так что же должен уметь настоящий могилевский кадет-выпускник? Андрей Балабанов вспоминает, как однажды в одной из газет на глаза ему попался перечень того, что должен уметь среднестатистический выпускник английского колледжа. Переработав информацию, в кадетском училище выработали свои «итоги обучения». Пунктов в списке – порядка 30. Начиная от умения составить и преподнести даме букет до способности в случае необходимости достойно защитить Родину.