Минское городское кадетское училище № 1 (МГКУ)

Слово «кадет» в переводе означает «маленький капитан». Институт кадетства, которому уже более трех сотен лет, сегодня заслуженно возрождается и на нашей земле. В белорусской столице в начале этого учебного года на основании Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2010 года № 54 «О кадетских училищах» было открыто Минское городское кадетское училище № 1 (МГКУ). Чтобы узнать, как там готовят «маленьких капитанов», я отправилась на улицу Стахановскую, 13.

В новинку — и детям, и взрослым

Учреждение образования нового типа привлекло к себе внимание не только жителей столицы. Родители и их дети приехали подавать документы со всех уголков Беларуси. Ребят зачисляли по конкурсу на основании результатов вступительных испытаний, проводившихся в два этапа. Учитывались и результаты медицинского осмотра. Директор Минского городского кадетского училища № 1 Юрий Батуро рассказал:
— Сначала ребята сдавали психологическое тестирование и физическую подготовку. К сожалению, этот первый этап для некоторых стал заключительным. Второй этап — вступительные испытания по математике и русскому или белорусскому языку. Детей-сирот и детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, зачисляли вне конкурса. Юноши, успешно выдержавшие испытания, 15 декабря приняли присягу, теперь они — настоящие кадеты.

МГКУ № 1 готовит ребят к службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

Директор училища Юрий Батуро, сегодня человек сугубо гражданский, в свое время прошел срочную службу, был отличником боевой и политической подготовки, награжден именными часами. Педагогическую деятельность начал в качестве вожатого минской СШ № 8, позже стал заместителем директора в этом учебном заведении. Последние семь лет Юрий Григорьевич работал директором столичной СШ № 142. Преуспел. Предложили возглавить кадетское училище.

— Пока справляюсь, — смеется главный руководитель столичных «маленьких капитанов». — Хотя первоначально считал, что такими заведениями должны управлять люди военные.

15‑летний командир

Отличие от обычной школы чувствуется сразу же, как только переступаешь порог кадетского училища. Ребята одеты в форму, а отношения со взрослыми у них — как со старшими по званию.
— Сама система дисциплинирует мальчишек, в том числе и форма. Дети уже адаптировались, родители довольны их успехами, — поделился директор.

Любопытно, а как происходит подготовка будущих воинов? Заглядываю в класс — командир тут же подает команду «Смирно». Ребята дружно встают, приветствуют. Вот и первое маленькое открытие: тут не классы, а взводы. Вместо старост — командиры, а их помощники называются командирами отделения. Отвечают за поведение и учебу ребят кураторы, в вечернее время — воспитатели…

В этом году в МГКУ № 1 поступили более 150 ребят из Минска и регионов. Из них были сформированы по три 8‑х и 9‑х класса. В следующем учебном году набор будет проводиться только в 8‑е классы.

— Юношей, желающих стать кадетами, становится все больше, — рассказала педагог-психолог Мария Жук, — поэтому в следующем году конкурс, скорее всего, возрастет. Последующая ориентация воспитанников у нас направлена на военную сферу, МЧС, МВД. Однако мы понимаем, что не у всех ребят такой выбор — окончательный. У нас юноши пока получают базовое образование, поэтому они могут в любое время перевестись. Хотя, конечно, лучших, по-настоящему мотивированных парней мы уже берем на заметку.

На уроки — шагом марш!

Кадетское училище — проект Министерства образования, но распорядок дня здесь почти как в армии. В 8.00 все должны быть на построении. После утренней поверки — развод на занятия. Затем уроки, обед, свободное время… Во второй половине дня, когда обычные школьники уже спешат домой, у кадет начинается вторая часть обучения — факультативная. Ребята изучают этикет, основы права, занимаются бальными танцами и спортом: атлетической гимнастикой, комплексным единоборством, футболом, баскетболом, теннисом. Не на последнем месте также строевая и огневая подготовка. К слову, мальчишкам эта учеба только в радость.

Большое внимание уделяется самоподготовке. А в 19.00 все снова собираются на вечернюю поверку, после чего отбывают по месту жительства.

Впоследствии, когда завершится ремонт в спальном корпусе, планируется, что ребята будут находиться в училище постоянно, кроме, конечно, выходных. Поэтому уже весной методика образовательного процесса несколько изменится. Добавятся новые предметы, например гражданская оборона и прикладные виды спорта. В конце года будет организован пятидневный учебно-полевой сбор.

Руки в карманах — «дырка» в карточке

Разумеется, пока очень многое в МГКУ № 1 находится в стадии становления. Что подчеркнул и Юрий Батуро:
— Это Минскому суворовскому военному училищу почти шесть десятков лет, там уже система наработана. У нас же все только зарождается. В Москве более 20 кадетских училищ, а мы в Минске — первые и единственные. Поэтому всему приходится учиться самим. Работа проводится большая. Нужно грамотно воспитать и обучить детей, найти подход к каждому. Недавно, например, был выпущен вымпел победителя. Это хороший стимул для ребят проявлять способности, инициативу, в то же время осознавая себя полноправными и ответственными членами коллектива!

Разработано Положение о правилах поведения кадет Минского городского кадетского училища № 1. Каждому воспитаннику выдана такая книжечка, где прописаны все правила и обязанности. Кроме кадетского билета, у каждого юноши есть карточка замечаний и поощрений. За несколько замечаний в карточке пробивается дырка. Например, за то, что бродил, засунув руки в карманы. Такую «дырку» обязательно нужно отработать. Зато поощрения обязательно зачитываются перед строем. Особо отличившиеся кадеты получают бонусы: возможность посетить интересные встречи или сходить на хоккей.

Кто они, кадеты?

Существует мнение, что в кадеты отдают трудных подростков, так сказать, на перевоспитание. Так ли это?

— Нельзя делить детей на хороших и трудных, — считает заместитель директора училища Наталья Сахон. — Просто все ребята у нас очень разные: по поведению, по уровню подготовки как образовательной, так и физической. Всегда будут подростки воспитанные, но будут, скажем так, и шустрые. Есть и дети офицеров. Но не думаю, что они сильно отличаются от других ребят. И все же нельзя не отметить, что этим мальчикам, в отличие от сирот, есть на кого равняться. И это очень ценно.

А вот девчат в кадетском училище пока нет. По словам директора, то, что на данном этапе коллектив чисто мужской, — к лучшему, ребята, скажем так, меньше отвлекаются. Однако, наверное, интересно будет узнать, что же думают о кадетской жизни сами юноши.

Виталий Бруй, 9‑й «В»:
— Мама прочитала объявление в метро и рассказала мне о кадетском училище. Побольше я разузнал о нем в Интернете. Решил попробовать — и поступил. Вначале было тяжеловато, вечером из училища возвращался очень уставшим. Постепенно привык, и настал день, когда понял: я — настоящий кадет. Теперь в выходные дома даже скучно становится без дела.

Евгений Сяргушко, 8‑й «Б»:
— Мне учительница в школе порекомендовала поступить в кадетское училище. И я не жалею, что сделал такой выбор. Конечно, иногда бывает труднее, чем в обычной школе. Порой кажется, что здесь все так строго, как в армии. Но так даже интереснее!

Никита Соловьев, 8‑й «Б»:
— Поступать в училище мы решили вместе с одноклассником. Даже соревновались между собой, кто лучше экзамены сдаст. Поступили оба. У нас теперь много новых друзей. Я уже привык к кадетской дисциплине, строгому распорядку дня.

Воспитать патриотов

— Очень много внимания мы уделяем военно-патриотическому воспитанию, при этом проводить необходимые мероприятия, не скрою, помогают личные связи, — рассказал директор училища. — Например, у нас учится сын начальника инженерных войск Вооруженных Сил — начальника управления инженерных войск Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь полковника Олега Воинова. Этот офицер помог нам организовать экскурсию во 2‑ю инженерную бригаду. Хотелось бы и далее укреплять такие полезные для будущих защитников Отечества связи. К слову, нас хорошо поддерживают в ГУВД Мингорисполкома, Академии МВД. А на первых порах много помогли педагоги в погонах из Минского суворовского военного училища, а также представители Белорусского суворовско-нахимовского союза. В наших ближайших планах — посещение Государственного музея военной истории Республики Беларусь и встреча с воинами-«афганцами».

Как пояснил Юрий Григорьевич, такие учебные заведения, как Минское городское кадетское училище № 1, призваны прививать ребятам интерес к военной службе, чувство патриотизма, дисциплинированность и ответственность, учить их стойко преодолевать трудности. А дальше они сами выберут свою стезю. В данном случае им нужно будет определиться: идти им в 10‑й, а в дальнейшем и 11‑й класс МГКУ № 1 или все-таки вернуться в общеобразовательную школу. Получающие среднее образование в кадетском училище юноши имеют лучшие условия для подготовки к службе в силовых структурах или поступлению в соответствующие высшие учебные заведения. Кроме того, во многих вузах есть военные кафедры или факультеты. Проводя профориентацию, педагоги МГКУ № 1 учитывают весь спектр возможностей.

Пока, говоря о допризывной подготовке, можно обсуждать плюсы кадетского образования с небольшой натяжкой. Ведь официально предмет ДПЮ для нынешних девятиклассников‑кадет появится лишь в следующем учебном году. Тем не менее именно эти ребята будут наиболее подготовленными к восприятию азов военной науки. Зерна данных знаний, верю, попадут в самую благоприятную почву.

Юлия Пяткова

Правопреемником «Минского городского кадетского училища № 1 имени М.В. Фрунзе» является Специализированный лицей МВД Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × два =