Полоцкий кадетский корпус (1834-1919)

(Часть первая)

ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1919)
ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1834-1865)
ПОЛОЦКАЯ ВОЕННАЯ ГИМНАЗИЯ (1865-1882)
ПОЛОЦКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС (1882-1919)

Полоцкий кадетский корпус был создан в соответствии с проектом учреждения губернских кадетских корпусов, утвержденным императором 1 февраля 1830 г., и открыт 25 июня 1835 г. в городе Полоцке Витебской губернии. Корпус учреждался для малолетних дворян приписных губерний: Витебской, Могилевской, Смоленской, Минской, Виленской и Белостокской области. Из-за отсутствия капиталов у Виленской губернии и Белостокской области они были исключены из списка. Каждая губерния присылала кандидатов на зачисление в корпус в зависимости от размера внесенного взноса. В корпус запрещалось принимать детей дворян, которые участвовали в польском восстании, и даже тех, кто были прощены. Детей таких дворян было разрешено направлять в корпуса, расположенные внутри России. Корпусной и храмовый праздники отмечались 6 декабря.

Положением о Полоцком кадетском корпусе штат его предусматривался в 400 кадет, распределенных по четырем ротам: одна гренадерская, две мушкетерские и одна неранжированная. Штат корпуса предполагалось довести до комплекта в течение четырех лет, к 1838 г., принимая ежегодно по 100 малолетних детей. Первоначальный прием необходимо было сделать к 15 мая 1835 г., приняв 100 детей в возрасте от 12 до 14 лет. Этот набор должен был стать в корпусе старшим. Последующие приемы, по 100 человек каждый, назначались на май в 1836 г. (принимались дети в возрасте от 11 до 13 лет), в 1837 г. (дети в возрасте от 10 до 13 лет) и в 1838 г. (дети от 9 до 11 лет). Первых кандидатов стали привозить в мае 1835 г. Детей доставляли в течение всего года, принимали в корпус всех без исключения.

При разделении кадет по ротам принималась во внимание не столько их общеобразовательная подготовка, сколько внешний вид и успехи в строевой подготовке (по «фронту»). Все новички, какого бы они ни были возраста, обязательно зачислялись сначала в неранжированную роту и только после усвоения ими элементарных строевых приемов (маршировка, ружейные приемы и правильное отдание чести) переводились, в зависимости от возраста и строевых способностей, в одну из строевых рот. Кадеты неранжированной роты носили форменную одежду, но без погон, фуражку без кокарды и в отпуск не увольнялись.

Состав кадет по национальностям был очень разнообразным: русские, поляки, литовцы, малороссы, немцы из Прибалтики, татары, финны, кавказцы. Не было никаких группировок. Все были кадетами одного Полоцкого кадетского корпуса, носили один и тот же красный с белым кантом погон, который всем был одинаково дорог.

Почти все кадеты происходили из военных семей, где с молоком матери впитывали любовь и верность Престолу и Родине и сознавали, что принадлежат к одной воинской семье. Корпусные порядки препятствовали тому, чтобы кто-либо чем бы то ни было подчеркивал свое имущественное или социальное превосходство. Сын бедных родителей не должен был чувствовать свою бедность, а сын состоятельных родителей кичиться своим богатством или происхождением. Все кадеты были равны.

Обучение производилось в семи классах. По классам в соответствии с возрастом кадеты распределялись следующим образом: в 1-м классе — от 10 до 12 лет; во 2-м — от 11 до 13 лет; в 3-м — от 12 до 14 лет; в 4-м — от 13 до 15 лет; в 5-м — от 14 до 16 лет; в 6-м — от 15 до 17 лет; в 7-м — от 16 до 18 лет. Каждый класс разделялся на два параллельных отделения, по 30-40 кадет в каждом. 1-ю роту составляли 7-й, 6-й классы и одно отделение 5-го класса. Рота считалась строевой и имела винтовки. Во время увольнений в город кадеты 1-й роты носили штыки в кожаных лакированных ножнах. Рота была расположена на третьем этаже здания. Константиновский зал был ротным залом. На том же этаже был Александровский парадный зал и корпусная церковь. 2-ю роту составляли одно отделение 5-го класса, 4-й и 3-й классы. Рота занимала второй этаж. 3-я рота состояла из 2-го и 1-го классов. Расположена была на первом этаже.

Первым директором корпуса был назначен генерал-майор П.К.Хвощинский, один из участников штурма Полоцка 7 октября 1812 г. В корпус были направлены опытные офицеры из других кадетских корпусов.
Первоначально была сформирована одна рота численностью в 54 человека. На состоявшемся 30 июня 1835 г. заседании педагогического комитета под председательством директора корпуса были определены основные цели, которыми должен руководствоваться офицерский и педагогический состав при воспитании и обучении кадет. Главнейшей частью образования должно было стать физическое воспитание, «потому что здоровье есть первое условие счастливой жизни и только при оном можно иметь влияние на нрав и характер детей, развивать их умственные способности и укреплять их». Для достижения этого требовалось наблюдать за тем, чтобы кадеты всегда были опрятно одеты, еженедельно ходили в баню и два раза в неделю меняли белье; проводить прогулки кадет на свежем воздухе, несмотря на плохую погоду; поощрять детей к подвижным играм; установить в корпусе твердый распорядок дня. Для выработки методики обучения воспитанников было решено провести испытания по основным предметам и выяснить уровень знаний принятых в корпус детей. Результаты испытаний оказались мало утешительными. Дети прибыли практически не подготовленными к учебе. Из 65 кадет 37 не знали французского алфавита, 29 не знали немецкого алфавита, а двое не имели вообще никаких познаний, едва понимая по-русски. Было принято решение начать занятия с кадетами по упрощенным программам с последующим их усложнением

Продолжение следует. См. часть вторую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − шестнадцать =