Приветствую Вас Гость | RSS

КАДЕТ .BY     Жизнь Родине, честь никому!
Четверг, 29.06.2017, 12:51
Главная » Статьи » КК до 1917

Полоцкий кадетский корпус

Полоцкий Кадетский Корпус

  В Республике Беларусь и странах Содружества Независимых Государств идет активный процесс обновления взглядов на воспитание, образовательную и начальную военную подготовку молодежи в условиях интерната. Кардинальным образом меняются представления о закрытых средних военно-учебных заведениях (Суворовских военных училищах и кадетских корпусах). Новая политическая и социально-экономическая ситуация ставит на повестку дня вопрос о создании современной военно-образовательной системы, нацеливает педагогический поиск на возрождение лучших традиций в деле воспитания и профессиональной подготовки военных кадров. За последнее время в этом направлении сделано немало: создана необходимая законодательная база, учитывающая реалии современного состояния армии и военной школы, совершенствуется структура управления военным образованием, разрабатываются новые учебные планы и программы

  В то же время современная система военно-профессионального образования, решая поставленные перед ней задачи, должна учитывать, что способы их реализации во многом зависят от того, как велась работа в данном направлении в предшествующие годы.
  В этой связи особый интерес представляет изучение истории Полоцкого кадетского корпуса, одного из старейших отечественных военно-учебных заведений, около столетия осуществлявшего свою деятельность на белорусской земле.
  Полоцкий кадетский корпус был образован в 1835 году в соответствии с проектом учреждения в различных частях Российской империи сети губернских военных училищ.
  План, представленный на рассмотрение Александру I еще в 1805 году, предусматривал создание 17 таких военно-учебных заведений. Однако в связи с тяжелейшей Отечественной войной 1812 года этот замысел стал реализовываться лишь в царствование Николая I, который считал заботу о военно-образовательной сфере одной из важнейших задач государства. Император выразил твердое намерение изменить существовавший порядок подготовки офицерских кадров. По существу, в первые годы николаевского правления началась реформа российской военной школы, завершившаяся утверждением в 1830 году специального устава военно-учебных заведений. Тогда же высочайшим указом был объявлен проект учреждения губернских кадетских корпусов, предусматривавший открытие военно-учебных заведений в Новгороде, Туле, Тамбове, Полтаве, Полоцке и Елисаветграде. Общее руководство этими корпусами было возложено на существовавший с 1805 года Совет военно-учебных заведений, возглавляемый великим князем Константином Павловичем.
  Губернские корпуса были призваны предоставить возможность обучения и воспитания сыновьям российских дворян вблизи их семейств. По замыслу правительства, это должно было, во-первых, привлечь для создания военно-учебных заведений капиталы заинтересованного в обучении своих детей местного дворянства, а во-вторых, лишний раз напомнить населению российских окраин о постоянной заботе государства о судьбе своих подданных.
   В  губернском Полоцке весьма недвусмысленно выразил на юбилее 50-летия основания этого военно-учебного заведения его выпускник, действительный статский советник Петров: «Прошу всех иметь в виду, что Полоцкий кадетский корпус утвержден для проведения в Западном крае идеи русского просвещения, русского патриотизма и русского дела».
  Первым директором Полоцкого кадетского корпуса стал один из участников освобождения Полоцка от французских войск в 1812 году генерал-майор Павел Кесаревич Хвощинский. Состоявшийся в январе 1835 года приказ по ведомству военно-учебных заведений предписывал ему «немедленно отправиться в Полоцк для распоряжений и соображения на месте, а затем и представления: об удобстве строения, о предположениях, как разместить воспитанников, а равно и о хозяйственных помещениях, о служительской роте и ее формировании, о продовольствии кадет и о всех неудобствах, какие можно предвидеть или встретить, с объяснением мер к отвращению оных».
  Первый штат корпуса был рассчитан на 400 кадет. Довести число воспитанников до установленного комплекта предполагалось в течение четырех лет, принимая ежегодно по 100 кадет.  
  Ко дню открытия корпуса удалось принять всего 54 человека.
  В 1838 году корпус был окончательно сформирован и состоял из двух приготовительных и четырех общих классов. Кадеты делились на четыре роты, составляя батальон.
  По окончании курса обучения кадеты направлялись в столичный Дворянский полк для получения специального (военного) образования. Первый такой перевод состоялся в мае 1839 года. Об этом выпуске в одном из приказов директора корпуса, в частности, отмечалось: «Переведенные из Полоцкого кадетского корпуса в Дворянский полк воспитанники удостоились самых лестных и милостивых отзывов Императора; начальник штаба военно-учебных заведений, все профессора, производившие испытания полоцким кадетам, все, как будто по соглашению, хвалили вступление в первый раз воспитанников Полоцкого корпуса в Дворянский полк, и что такое славное вступление есть важная эпоха для корпуса, и что добрую славу эту необходимо поддержать и в будущем». 1844 год был ознаменован вручением Полоцкому кадетскому корпусу нового знамени. Прежнее как святыню приказано было хранить в корпусной церкви. В следующем году корпус дважды посетил император. Результатами своего пребывания в нем Николай I остался очень доволен и перед отъездом приказал представить всех служащих к наградам, а его директору вручил знаки ордена Св. Анны высшей степени и 400 руб. серебром для раздачи беднейшим жителям Полоцка. В 1865 году было принято решение о переформировании Полоцкого кадетского корпуса в военную гимназию «на тех же основаниях, которые Высочайше утверждены для существующих уже военных гимназий с присвоением корпусу названия «Полоцкой военной гимназии». Учебный курс в соответствии с новой программой был рассчитан на шесть классов. Причем в трех младших классах обучение носило характер начального. Воспитанники в подавляющем большинстве отнеслись к нововведениям негативно. Особо болезненно было воспринято сокращение военных дисциплин и перенос знамени корпуса без всяких почестей в церковь на хранение. В конце 1880 года всем начальникам военных училищ было предписано собрать и доставить в Главное управление военноучебных заведений (ГУВУЗ) сведения относительно результатов учебной деятельности юнкеров — бывших питомцев военных гимназий. Направленные в ГУВУЗ отзывы выглядели довольно однообразно и преимущественно сводились к тому, что «воспитанники гимназий выглядят, за немногим исключением, совершенно статскими, не выказывая ни малейшей склонности к военной службе; на постановку военного образования в училищах смотрят как на солдатчину в худшем смысле этого слова». Выпускники Полоцкой военной гимназии, отмечалось, «отличаются неуживчивостью и малой дисциплинированностью, и хотя дух товарищества в них силен, направления его сильно напоминают традиции прежней «старо-кадетчины». Вскоре после вступления в 1881 году на престол Александра III военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, педагогическая задача которых была сформулирована как предоставление кадетам воспитания, соответствующего «их будущему предназначению», то есть военной службе. Организация повседневной жизни и быта воспитанников была подчинена воинским уставам. В 1884 году старший возраст был переименован в строевую роту. Одновременно были учреждены должности ротных командиров. 28 февраля 1901 года Полоцкому кадетскому корпусу было возвращено его старое знамя. С 1898 года по указанию императора особое внимание в кадетских корпусах стало уделяться физическому развитию воспитанников. Внеклассная работа в Полоцком кадетском корпусе была насыщена различными играми, спортивными соревнованиями, походами по городу и его окрестностям. Для совершения водного похода по реке Двине из Полоцка в Ригу в 1901 году кадеты самостоятельно построили две шлюпки «Рогнеда» и «Константин». Команда каждой состояла из семи воспитанников. Путешествие полочан продолжалось месяц. В том же году другая партия кадет отправилась на экскурсию в Москву. С началом Русско-японской войны 1904—1905 гг. кадеты с большим интересом отнеслись к событиям, происходившим на Дальнем Востоке, читали газеты, выписывали карты, следили за движением войск, составляли сжатые обзоры военных действий, пристально наблюдали за судьбами находившихся на фронте выпускников корпуса. Результатом чрезмерного увлечения кадет дальневосточным театром военных действий стало событие, весьма взволновавшее весь корпус. В один из дней через станцию Полоцк проходил эшелон 100-го Островского полка. Двое кадет 5-го класса, давно задумавшие бежать на фронт, узнав о проходе эшелона, наскоро собрали вещи, скрылись из корпуса и сели в вагон, где были радушно приняты солдатами. Однако вскоре беглецы были задержаны и отправлены обратно в корпус.
  По словам одного из них, мотивом для побега послужило желание «действительно принести Отечеству хотя какую-нибудь пользу или же пасть на поле битвы с сознанием, что умереть геройски гораздо лучше, чем простой смертью». Изучение материалов заседаний Педагогического комитета Полоцкого кадетского корпуса позволило установить, что большинство разбираемых на нем проступков кадет относилось к обычным, присущим детскому возрасту шалостям. Однако встречались и такие проступки, как неучтивость перед преподавателем, непослушание начальству. К примеру, в 1904 году решением ротного педагогического комитета были сбавлены баллы за поведение кадету Сергею Андрееву «за грубость, непочтительное и дерзкое отношение к преподавателю географии», кадетам Антону Бенклевскому и Григорию Макарову — «за неуместную выходку на уроке географии», Станиславу Павловскому — «за дерзкий ответ преподавателю физики и самовольные отлучки в город». 1 августа 1908 года впервые в истории корпуса его директором был назначен уроженец Белоруссии полковник Модест Григорьевич Чигирь. Он родился в 1863 году в семье дворян Могилевской губернии. Образование получил в Первом кадетском корпусе и Павловском военном училище. С 1905 года служил в Полоцком корпусе в должности инспектора классов. В начале ХХ века в практике учебной деятельности кадетских корпусов одно из важнейших мест в системе обучения принадлежало методам и формам контроля. Успеваемость кадет определялась на основании проверки их знаний, умений и навыков путем устного опроса на уроках, при проведении письменных работ, в ходе лабораторных занятий, годовых испытаний и выпускных экзаменов. В Полоцком кадетском корпусе все письменные работы проводились в специально отведенном для этого помещении за отдельными столиками, что устраняло возможность списывания и других способов обмана со стороны кадет. По мнению руководства корпуса, лишь при такой организации контроля письменные испытания имели значение, а их результаты заслуживали внимания. Во время инспекторской проверки Полоцкого корпуса в 1910 году было отмечено, что на экзаменационных письменных работах по русскому языку сказались результаты образцово поставленного внеклассного чтения. Во всех классах сочинения задавались по тематике прочитанных кадетами за год литературных произведений. При этом воспитанник мог выбрать одну из трех или шести предложенных для работы тем. Сочинения писались начисто, без предварительно составленных черновиков и были признаны «очень удовлетворительными». Однако, если в целом по корпусу учебные успехи кадет-полочан признавались соответствующими предъявляемым требованиям, то на слабую подготовку кадет 4-го класса было обращено особое внимание. Так, из 66 кадет этого класса оказались переведенными в следующий класс без переэкзаменовки всего 32 воспитанника, назначены переэкзаменовки 21 кадету, оставлено на второй год 11 кадет и 2 кадета представлены к увольнению. Довольно большой процент неуспеваемости в 4-м классе был обусловлен началом прохождения кадетами систематического курса алгебры и геометрии. Благодаря неустанной заботе преподавателей и воспитателей накануне Первой мировой войны Полоцкий корпус пользовался славой одного из лучших кадетских корпусов Российской империи. «С истинным удовольствием усматриваю, что сие заведение находится в отличнейшем состоянии, вполне соответствует моим видам имя директора корпуса Главный начальник военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович Романов. — Мне весьма приятно было удостовериться в этом лично во время лагерного расположения в Петергофе, во все продолжение которого они отличались нравственностью и самым строгим порядком». В искренности этих слов убеждает то обстоятельство, что по настоянию великого князя воспитанником Полоцкого корпуса становится его сын Олег, будущий кавалерийский офицер и Георгиевский кавалер. В Полоцком кадетском корпусе имелись свои, составленные из кадет, духовой, струнный и симфонический оркестры. Ежегодно перед экзаменами юные музыканты выступали на отчетном концерте перед семьями воспитателей и преподавателей, где кадеты удивляли своей замечательной игрой не только педагогический состав корпуса, но и приглашенных жителей города.
 
11 октября 2014 г в Минске состоялась торжественная церемония возвращения Знамени Полоцкого КК. Историю Знамени Полоцкого Кадетского корпуса рассказывает писатель, журналист, киносценарист, музыкант, актер, радио- и телеведущий, член Союза писателей Беларуси, член Союза писателей России, лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Вячеслав Бондаренко. Смотрите видео.
 
Категория: КК до 1917 | Добавил: Dot (13.05.2010)
Просмотров: 13899 | Комментарии: 5 | Теги: кадетский, корпус, полоцк, Полоцкий | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 5
5  
Скажите пожалуйста, как я поняла начальных классов у Вас нет? Набор производится только с пятого класса?
Ответ: Начальных классов в кадетских училищах нет.

4  
кокие традиции у кадетов выпускников
Ответ: О традициях Полоцкого кадетского корпуса читайте здесь http://p_kadet.at.tut.by/trad.html

3  
Ребенку 9 лет, с какого возраста можно поступить к Вам ????
Ответ: Смотрите правила приема в Полоцкий кадетский корпус http://p_kadet.at.tut.by/priem.html

2  
Еще -существуют ли списки выпускников, офицеров корпуса.

1  
Здравствуйте. Одним из директорв корпуса был офицер Шильде. Если знаете подробнее прошу вас написать. Я выпускной Уссурийского СВУ (1975 г). Интересуюсь историей кадетских корпусов. можно ли где-тщ прочитать подробнее.
С уважением Георгий Ярков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]